Николай Лукин , опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №7 от 10 Апреля 2007 года.
То, что мы привыкли называть «грузовиком», на самом деле — комбинация шасси и кузова. Причем комбинация индивидуальная. Одно дело — возить пиломатериалы и сухие смеси по заказам покупателей строительного рынка, и совсем другое — транспортировать скоропортящиеся товары. Мороженое и охлажденное мясо в бортовой кузов не положишь. Как, впрочем, и доски — в дорогую «изотерму».

Доставка грузов населению или в точки продаж — одна из главных задач в логистических цепочках. Но что делать, если на центральных улицах действует ограничение грузоподъемности транспорта? Все чаще проблема решается доставкой груза со складских распределительных терминалов «летучими» мобильными группами, укомплектованными малотоннажными автомобилями грузоподъемностью до тысячи килограммов или выше, но со специальным пропуском.

Грузоподъемность автомобиля — важный, но не единственный фактор, который следует учитывать при транспортировке. Общая масса автомобиля, развозящего товары без специального пропуска, не должна превышать под загрузкой 3,5 тонны. А ведь общая масса складывается не только из веса шасси автомобиля и груза — нужно учитывать еще и вес кузова и рамы, которая крепится к колесной базе. Зато правильно подобранные автомобильное шасси с кузовом могут в несколько раз снизить затраты перевозчика на доставку, сделав этот бизнес более рентабельным и прибыльным.
Принять на борт!

Самый простой, дешевый и распространенный кузов — бортовой. В некоторых компаниях пытаются изготавливать их чуть ли не своими силами, конструкция-то несложная! Однако сегодня получить сертификат соответствия на «самопальные» грузовички все труднее, поскольку при изготовлении любого кузова нужно соблюдать нормы технических регламентов безопасности ПДД. Так что лучший способ избежать лишних недоразумений — приобретать необходимые кузова у официальных дилеров. К тому же они всегда готовы самостоятельно поставить автомобиль на учет в ГИБДД и предоставить сертификаты качества.

Цена бортовых грузовичков обычно невелика. Например, «Соболь» можно приобрести за 250 тысяч рублей и при интенсивном использовании за год окупить расходы. Однако в таком случае машина будет работать на износ, так что о долгосрочной эксплуатации не стоит даже думать. Бортовые грузовички предназначены для перевозки герметичных ящиков, стройматериалов, металлоконструкций и других грузов, которые трудно испортить. Если же планируется доставка «нежного» товара, приходится устанавливать на бортовой автомобиль тент.

Тентованные грузовики также недороги, а любой бортовой кузов легко оснастить тентом. За такую работу в специализированных центрах попросят 15–20 тысяч рублей вместе со стоимостью расходных материалов. При этом цена «крыши» сильно зависит от устанавливаемых конструкций каркаса и качества самого тента. Импортные фурнитура и тенты гораздо дороже, однако сегодня нетрудно обнаружить на рынке и отечественные аналоги вполне приличного качества по приемлемой цене. За 10 тысяч рублей можно приобрести отечественный тент «нового поколения» (более толстый и морозоустойчивый) на все четыре борта. Еще 8–10 тысяч придется отдать за дуги.

Переоборудование бортовой машины в тентованную не считается изменением типа кузова и не потребует дополнительной перерегистрации в ГИБДД. Главное, чтобы все работы проводились специалистами, способными установить тент в соответствии с техническими требованиями, предъявляемыми к такому классу машин.

Еще проще сразу приобрести тентованный автомобиль на заводе или у дилера. В таком случае вы будете уверены в качестве сборки и наличии всех разрешительных документов и сертификатов, необходимых перевозчику. Наконец, многие дилеры включают тенты в базовую комплектацию бортового автомобиля.
Фургон по высшему классу

Тент — хорошо. А фургон лучше. «Будка», как именуют этот кузов перевозчики, — столь же простая конструкция, как и бортовой кузов. Четыре несущих, перегородки и двери, почти такая же рама для крепления к шасси — вот и вся защита груза. Фургоны изготавливают из металла или пластика, а фанерные конструкции быстро выходят из моды — слишком уж недолговечны. Небольшие фирмы и мастерские по всей стране предлагают самодельные «будки», однако в этом случае заказчику придется самостоятельно проходить перерегистрацию в ГИБДД. Ведь к фургонам предъявляются особые требования по технике безопасности. На сам фургон необходим специальный сертификат, а переоборудование бортовой машины в фургонную уже считается (внимание!) изменением в конструкции автомобиля, а значит, потребует специального разрешения.

Вот почему представители компаний-перевозчиков советуют: если понадобилось быстро переоборудовать бортовые грузовики в фургоны, лучше всего воспользоваться услугами специализированного предприятия, которое не только занимается установкой «будок», но и самостоятельно регистрирует их в Госавтоинспекции вместе с получением всех разрешительных сертификатов. Цены на самые дешевые фургоны из крашеной стали начинаются от 25 тысяч рублей (без учета регистрации в ГИБДД и сопроводительных документов). Но такая конструкция очень недолговечна, подвержена воздействию погодных условий и годится разве что для перевозки самых неприхотливых грузов. Такие, довольно дешевые, кузова часто используют перевозчики-индивидуалы, однако с «будкой» серьезный заказ на перевозку грузов даже с лицензией индивидуального предпринимателя не получить. Тем временем в ходу у профессионалов — «сэндвичи» и изотермические фургоны. Последние — явный хит продаж.
Термосы

Технология изготовления таких кузовов довольно сложна. На специально обработанную пластиковую или металлическую панель наносится термоизоляционный слой из пенополистирола или пенополиуретана, после чего они склеиваются специальным клеем под высоким давлением. Такие панели изготавливаются по бескаркасной технологии, что обеспечивает отсутствие «мостов холода» — мест, в которых теплоотдача была бы более интенсивной. По той же технологии изготавливаются пол и двери фургона, снаружи панели для прочности крепятся алюминиевыми уголками, у дверей есть дополнительные многослойные уплотнители и качественная фурнитура задвижек.

Цены на такие «будки», что в российском, что в импортном исполнении, значительно выше и начинаются с отметки в 120 тысяч рублей. Зато при установке на этот фургон холодильной камеры появляется возможность доставлять глубокозамороженные грузы на любые расстояния.

Самое эффективное покрытие — пластик. Такой кузов достаточно легок, износоустойчив, долго сохраняет первоначальный цвет и позволяет наносить качественные фирменные надписи на боковые стенки фургона. Алюминиевое покрытие не менее прочно, однако быстрее отдает тепло.
… и псевдотермосы

Российские производители активно рекламируют «изотермические» фургоны по удивительно невысокой цене — от 40 тысяч рублей. В чем дело? В технологии и в наполнителях. Наши умельцы, оценив масштабы платежеспособного спроса на такие кузова, выбросили на рынок «псевдоизотерму». В обиходе появился новый термин — «фургон по технологии “сэндвич”».

На самом деле это обычный фургон из оцинкованных стальных листов или дешевого пластика. Утверждать, что такой кузов — «изотермический», поставщикам позволяет прокладка между листами из прессованного пенопласта. Ни о каком жестком температурном режиме здесь, разумеется, и речи нет: спустя несколько месяцев после начала использования пенопласт осыпается, а владелец остается с обычным промтоварным фургоном и сертификатом под «изотерму» на руках. Даже если изготовители фургонов и применяют специальный клей или пенополистирол для формирования термопрокладки, они все равно стараются экономить. Например, на покрытии пола, используя фанеру или дешевый ламинат, положенный на доски. В итоге «температурный режим» моментально выветривается через щели или улетучивается через дешевый уплотнитель дверей. Зато (о радость!) покупателю такого фургона торжественно вручается «сертификат соответствия», что позволяет некоторым перевозчикам поднимать расценки на внутригородские перевозки процентов на 15–20. К тому же невооруженным глазом отличить истинную «изотерму» от поддельной почти невозможно.
Считайте деньги!

Понятно, что ни одна крупная продовольственная компания не возьмется сотрудничать с транспортной конторой, у которой нет международного сертификата на используемые фургоны. А такой сертификат способны выдать лишь несколько производителей на территории России. Индивидуальному предпринимателю обычно не выгодно покупать дорогие малотоннажные фургоны для внутригородских перевозок. Но если уж он приобрел настоящую изотермическую «будку», то может быть уверен: машина простаивать не будет. Купив несколько таких фургонов, можно смело заключать договоры на поставку продукции в магазины с молочным или мясным комбинатом — машины будут исправно «привозить» деньги.

Время «жизни» настоящей изотермической «будки» намного превосходит срок, за который российские водители и дороги «убивают» шасси. Можно укатать три автомобиля, а фургон будет, как новенький. При этом относительно более длительный срок окупаемости делает приобретение изотермического фургона скорее вложением в «долгосрочную перспективу». «Псевдоизотерма» окупается гораздо быстрее, но не гарантирует качества доставки груза.

Предложений и в этом сегменте все больше: покупателей достаточно. Но следует быть осторожными. Позвонив в одну из компаний, занятую производством и установкой изотермических фургонов, корреспондент «Бизнес-журнала» выяснил, что оборудование пяти бортовых «Соболей» «изотермой» обойдется в 90 тысяч рублей за каждую машину «со всеми необходимыми регистрационными документами». Однако после утомительных расспросов на том конце провода все-таки сознались, что в обмен на эти деньги будет предложена «бутербродная» технология с прокладкой из пенопласта!

Строго говоря, большого смысла в установке на бортовой автомобиль дорогого фургона не просматривается. Куда проще при необходимости продать бортовые грузовики и приобрести новые, оборудованные качественными изотермическими кузовами, непосредственно у изготовителя. Это выгоднее, чем переоборудовать уже зарегистрированные автомобили.

Нетребовательные заказчики вполне обойдутся «псевдоизотермой», фрукты-овощи легко перенесут пенопластовый утеплитель, а вот мороженое или мясо летом потребуют использования изотермического фургона с холодильником. Имейте в виду: чем выше качество «изотермы», тем менее мощная понадобится холодильная установка, а значит, снизятся и расход топлива, и износ шасси.


Автор: Николай Лукин. Другие статьи автора
http://www.business-magazine.ru/life_new/auto_n/pub282417

© noname101

Конструктор сайтовuCoz